От качества нашей памяти зависит многое. Ребята лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут вяще информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, основное вовремя определить ее уровень. Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько обликов), осуществляется с помощью специальных тестов. Одной из таких методик является методика «10 слов Лурия». Что она собой воображает, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.
Содержание:
В чем заключается методика
Эту методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика «10 слов» устремлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:
- Восприимчивости ребенка;
- Его утомляемости;
- Запоминания дитятей текстов;
- Последующего его воспроизведения.
Методика позволяет определять состояние нервно-психически нездоровых детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику поправки или наоборот ухудшения состояния.
Методика «10 слов» заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это дитя дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.
Специфической особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в выговоры испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было жажды поинтересоваться у взрослого о значении данного слова.
В помещении, где проводиться тестирование не надлежит быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на каких ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и упрашивают занять удобную для него позу сидя за письменным столом.
Проведение тестирования
Для проведения изыскания тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом распорядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, лишь имена существительные.
Далее просим испытуемого повторить те слова, какие он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я наименую тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новоиспеченные которые запомнишь в любом порядке».
Зачитываем еще раз список слов и помечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если дитя горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в особой графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до целого его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен приступить перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.
После проведения первой доли тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку пора на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.
По истечении 60 минут, экспериментатор упрашивает повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом распорядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.
Составление таблицы и построение графика искривленный запоминания
На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика искривленный запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о присутствии у него каких-либо заболеваний.
Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.
После завершения тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и отметить их какой-либо буквой.
В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 колов. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равновелик его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в типовые показатели по десятибалльной шкале.
- Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равновелик приблизительно 7-8 единиц.
- Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равновелик приблизительно 5-6 единиц.
- Средний показатель 4 балла, объем памяти равновелик приблизительно 3-4 единицы.
- Низкий показатель 2 балла, объем памяти равновелик приблизительно 1-2 единицы.
- Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равновелик 0 единиц.
Построение кривой запоминания
Необходимо нарисовать систему координат, в какой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число верных ответов.
По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у крепких детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и крышке пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова.
Ребята с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, число запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это указывает о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.
Количественный разбор можно рассчитать по следующей формуле.
- Сосчитать результат правильно повторенных слов после любого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
- Сосчитать показатель продуктивности запоминания – посредственнее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:
S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5
Показатель продуктивности запоминания будет указывать о присутствии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.
Болезни детей, о которых указывает кривая
Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность разумы, ослабленное внимание.
- Повышение кривой на графике с каждым новым повторением сообщает о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально раскрученный ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
- Понижение искривленный при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
- Зигзагообразный вариант искривленный, показывает на наличие неустойчивости внимания.
- График в форме плато, подтверждение эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
- Прямой не меняющийся график, подтверждение эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.
Свидетельством черепно-мозговой травмы — механического повреждения костей головного мозга и его мягких материалов, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции – поражения бактериями, вирусами всей нервозной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые пуще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном степени и не меняется.
Свидетельством неврозов — а именно расстройством психики, переходящим в затяжной нрав, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, тихое запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания порой и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.
Методика «10 слов Лурия», это натуральная находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Эта методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях вероятные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и преступленных функций нервной системы.
Вместо заключения
В настоящее время с поддержкой этой методики в школах учителя проверяют динамику запоминания и усвоения информации предложенной на заданье всем классом. Корректируют учебные программы, методику преподавания, акцентирования внимания на отдельных деталях обучающимися, что в конечном итоге приводит к наилучшему усвоению, запоминаю, анализу, пройденного материала в рамках образовательного процесса.
Основные принципы методики Александра Романовича Лурия применимы не лишь для детей, но и для взрослых людей, отличие лишь в принципе постановки проблемы экспериментатора перед испытуемым, и вариации количества правильных ответов по десятибалльной шкале.